3. Стратегия выживания

Мотонаставник

Администрация
Команда форума
Администрация
Свой
Типы опасностей

1. Окружающая опасность
Перед тем как выехать из дома, мы уже можем подумать о возможных опасностях на дороге.
Поездка в знакомом городе.
Какой трафик ожидается по вашему маршруту, супермаркеты, школы, паркинги, пешеходы, ямы. Если предстоит ночная поездка, то подумать об освещении дороги. Учесть погодные условия: температуру воздуха, дождь, ветер.

2. Видимая опасность
Окружающая опасность переросла в видимую опасность.
Например, справа стоит ряд припаркованных машин и только в одной сидит водитель, держа руки на руле. Такая машина попадает в зону риска, так как действия водителя сложно предугадать. Он может внезапно тронуться с места и развернуться через четыре полосы.

Видимая опасность может быть динамической и статической.

Динамическая видимая опасность
Например, это машина, выезжающая из придомовой территории. При ДВО мы должны молниеносно и "на автомате" применить наши навыки и знания, сделать себя видимым, занять нужную полосу и выбрать возможный путь отхода.

Статическая видимая опасность — это опасность, которая не двигается. Например, яма, рельсы, лужа.

3. Неминуемая опасность
Машина перегородила вам путь, нужно применять аварийное торможение или резкое маневрирование.
 
Последнее редактирование модератором:

Мотонаставник

Администрация
Команда форума
Администрация
Свой
Мотоциклисты и автомобилисты тесно сосуществуют на дороге. Однако у мотоциклиста есть ряд преимуществ!
  • Мотоциклист сидит выше водителя легкового авто
  • Мотоцикл по сравнению с авто имеет небольшие габариты — это помогает быстрее маневрировать на дороге
  • Ускорение выше, чем у обычного легкового автомобиля
Главный недостаток мотоцикла — это его заметность/видимость в трафике.
Его трудно заметить. К тому же, автомобилисты могут смотреть на мотоциклиста в упор и не видеть его.
Автомобилисты смотрят сквозь вас на другие машины или движущийся грузовик!
Из-за небольших размеров мотоцикла автомобилисту трудно определить дистанцию и скорость мотоциклиста. Также мотоцикл может слиться с позади идущим транспортом.
2016-03-11 01-32-09 Скриншот экрана.png
 
Последнее редактирование:

Мотонаставник

Администрация
Команда форума
Администрация
Свой
Система безопасного вождения мотоцикла

Система безопасного вождения мотоцикла состоит из четырех фаз: позиция, скорость, передача и ускорение.
И П С П У
ИНФОРМАЦИЯ


Обработка (анализ) информации используется во всех фазах.

Мы должны научиться собирать нужную информацию, определять, какая информация важна. Состояние дороги, поведение транспорта, выбор опасных и потенциально опасных участников дорожного движения. Мы должны научиться обрабатывать (анализировать) большой объем информации.

Информация разделена на три фазы.

Получаем информацию – Обрабатываем (анализируем) – Информируем

П О-И

Получили информацию, выбрали действия и проинформировали других водителей о своих действиях перед их выполнением (если это необходимо).

Например. Опираясь на полученную информацию, вы решили, что находящийся рядом с вами автомобиль опасен для вас. Вы решаете перестроиться, подаете сигнал поворота и если необходимо, сигнализируете опасной для вас машине.

ПОЗИЦИЯ

В этой фазе мы должны выбрать нужную позицию для безопасного разрешения ситуации.

СКОРОСТЬ

В этой фазе мы должны выбрать нужную скорость для безопасного разрешения ситуации.

Заметьте, что скорость всегда должна быть такой, при которой вы смогли бы вовремя остановиться на расстояние, которое вы видите.
Например, вы поднимаетесь в гору и видите впереди дорогу только на метров десять. Ваша скорость должна быть такой, при которой вы сможете остановиться в пределах 10 м.

ПЕРЕДАЧА

В этой фазе мы должны выбрать нужную передачу для того, чтобы при необходимости быстро ускориться.

Ошибка мотоциклиста – ехать на более повышенной передаче.
Неправильная передача не даст быстро ускориться, переключение на нужную передачу занимает жизненно важное время. Всегда будьте на правильной передаче.

УСКОРЕНИЕ

Увеличиваем скорость, когда оставляем опасность позади.

В каждой фазе пользуйтесь ИНФОРМАЦИЕЙ. Получение информации и ее анализ (сканирование) не прекращаются никогда.
2016-04-04_07-49-38.png
 
Последнее редактирование:

Мотонаставник

Администрация
Команда форума
Администрация
Свой
“А что, если?”

Отличный способ быть готовым к опасной ситуации.

Мы не только должны реагировать на конкретную видимую ситуацию, но и предполагать, что может произойти и, следовательно, просчитать наши действия наперед.

"Сюрприз" в трафике приводит к панике!

А ЧТО, ЕСЛИ:

Этот автомобиль на перекрестке повернет налево прямо передо мной?
  • Я проверю зеркала, определю расположение автомобилей позади меня, подумаю, к чему могут привести мои возможные действия. Например, не врежется ли в меня позади идущая машина, если я резко начну тормозить.
  • Я поменяю полосу движения, где меня, возможно, лучше заметит водитель машины, поворачивающей налево.
  • На своей полосе перестроюсь в буферную зону безопасности.
  • Буду искать возможные пути ухода от опасности.
  • Буду готовым посигналить.
  • Уберу свободный ход с курка переднего тормоза.
  • Положу ногу на задний тормоз.
2016-03-20 00-46-42 Скриншот экрана.png
2016-03-20 00-47-19 Скриншот экрана.png


А что, если автомобиль в соседней полосе решит перестроиться в мой ряд?
  • Я проверю зеркала, определю расположение автомобилей вокруг меня и подумаю, к чему могут привести мои действия.
  • Я покину мертвую зону этого автомобиля, увеличив или сбавив скорость.
  • На своей полосе перестроюсь в буферную зону безопасности.
  • Буду искать возможные пути ухода от опасности.
  • Возможно, посигналю водителю, чтобы он был в курсе моего присутствия.
2016-03-20 00-46-18 Скриншот экрана.png

А что, если тот автомобиль, ожидающий выезда с заправки, поедет перед той машиной впереди (три машины впереди)?

  • Я проверю зеркала, определю расположение автомобилей позади меня, подумаю, к чему могут привести мои действия. Например, не врежется ли в меня позади идущая машина, если я резко начну тормозить.
  • Я немного сбавлю скорость. Увеличу дистанцию.
  • Я поменяю полосу движения, где буду заметней.
  • Буду искать возможные пути ухода от опасности, если машины впереди резко остановятся.
2016-03-20 00-39-46 Скриншот экрана.png


А что, если водитель припаркованной машины откроет дверь?
  • Я поменяю позицию на полосе.

Идея, думаю, ясна и понятна. На первый взгляд может показаться, что вам придется много думать))) НО на самом деле через некоторое время вы будете мыслить и действовать "на автомате".
Автомобилистам для езды на мотоцикле стоит значительно изменить свою стратегию.

Используя “а что, если”, вы отвлечетесь от тем, не связанных с трафиком (дом, работа, проблемы и т.п.).

Безопасное вождение — это не только ответная реакция (ваши действия) на приближающуюся опасность, но и действия, предотвращающие возможную опасность. В этом нам поможет “А ЧТО, ЕСЛИ?

2016-03-20 00-43-16 Скриншот экрана.png
2016-03-20 00-44-14 Скриншот экрана.png
2016-03-20 00-44-37 Скриншот экрана.png
2016-03-20 00-45-08 Скриншот экрана.png
2016-03-20 00-45-33 Скриншот экрана.png
 
Последнее редактирование:

Lioha

New Member
Свой
При этом нужно не забывать делать свои перестраивания понятными для тех участников движения, которые находятся рядом, потому что, увлекшись решением теоретических задач из раздела "а что, если", можно поставить себя в нехорошую ситуацию на практике.
 
Последнее редактирование модератором:

Мотонаставник

Администрация
Команда форума
Администрация
Свой
Куда смотрю, туда и иду )

В следующий раз, управляя автомобилем, попробуйте смотреть налево или направо, вы заметите, как машина будет немного отклоняться в ту сторону, куда вы смотрите))

Одна из опасностей при езде на мотоцикле – это смотреть туда, куда не стоит ехать!

Фиксация взгляда на опасности. Инстинкты самосохранения заставляют нас смотреть на опасность.

“Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать

Человеческий мозг может отвечать сразу за несколько действий одновременно. Вот тут тренажер.
Мозгу легче представить картинку целиком.
Чтобы не следить по отдельности за каждой целью, можно проложить маршрут между целей и следовать этому маршруту.
Представлять (визуализировать) себе правильный путь и следовать ему.

Для чего нам представлять (визуализировать) правильный путь?
Чтобы не “отвлекаться на фиксирования взгляда” на опасности.
Такую технику нужно использовать каждый раз, когда вы едете, и постоянно тренировать ее.

СМОТРИМ ВПЕРЕД и ПЛАНИРУЕМ НАПЕРЕД

В зависимости от скорости мы должны создавать визуальный маршрут примерно на один квартал. Визуализированный маршрут динамичный, он постоянно меняется в зависимости от ситуации.

Представьте, как из вашего переднего колеса "вылез" на метр яркий светящийся луч )))
Теперь представьте, что вы смотрите вперед на дорогу и определяете возможные опасности, ваш светящийся луч должен обходить эти опасности. Чем дальше вы смотрите, тем длиннее ваш луч, он не должен обрываться.
Луч выбирает путь, по которому нам стоить ехать, чтобы избежать опасность.
2016-04-15_08-35-07.png

2016-04-15_08-36-36.png
 
Последнее редактирование:

Мотонаставник

Администрация
Команда форума
Администрация
Свой
Куда смотрим, туда и едем!

Упражнение.
На прямой и не загруженной дороге.
Будьте предельно осторожны, выполняя данное упражнение.
Едем четко по прямой, затем поворачиваем голову направо на 3-5 секунд. Замечаем на сколько отклонился байк вправо. Возвращаемся в исходное положение на полосе. Снова поворачиваем голову направо и в этот раз начинаем легонько давить на левую ручку руля (контрруление).
Наша задача в этом упражнении - научиться ехать прямо, когда мы смотрим куда-то в сторону. В будущем данная техника войдет в привычку, и вы не будете замечать, как это выполняете.

Позитивная фиксация взгляда. Думаю, понятно, что для того чтобы не фиксировать взгляд на опасности, нам нужно не смотреть на нее. Однако, это сложно :(. Нам может помочь позитивная фиксация. Фиксируем взгляд на объектах на нашем пути отхода.

Тренировки по Мото Джимхана очень хорошо развивают визуализацию, позитивную фиксацию, периферийное зрение, поворот головы в нужном направлении и т.д.
 
Последнее редактирование модератором:

Мотонаставник

Администрация
Команда форума
Администрация
Свой

Слепая зона!


Для того чтобы не упустить опасность в трафике, мотоциклисту нужно смотреть “двумя глазами” и не забывать о времени, которое необходимо для фокусировки. Если проще сказать: нужно активно вертеть головой, направлять нос в разные стороны. Прошу заметить: именно поворачивать голову, а не глаза!

Тут статейка

Тест слепого пятна лучше провести с этой картинкой. Левый глаз закрываем, смотрим на крестик правым. Приближаем лицо к монитору, потом медленно отводим. В какой-то момент мотоцикл исчезнет.
2016-04-21_07-43-04.png


Ночное зрение
Установлено, что темновая адаптация начинается с момента погружения глаз в темноту. Нарастание световой чувствительности происходит непрерывно в течение всего времени пребывания в темноте и стабилизируется через 60-80 минут! Особенно интенсивно адаптация происходит в первые 15-30 минут!

Для обнаружения малозаметных объектов в ночное время их лучше рассматривать периферической частью сетчатки. И снова нам нужно вертеть головой ;)

На заправках рекомендуется использовать солнцезащитные очки.
 
Последнее редактирование модератором:

Мотонаставник

Администрация
Команда форума
Администрация
Свой
Ошибки, которые может допускать мотоциклист

1. Несоблюдение дистанции.

Также игнорирование позади идущего вас автомобиля с небезопасной дистанцией.

2. Езда в мертвой зоне других ТС.
Допуск других ТС в ваш ряд.
Ваша полоса только для вас, делить ее с другим авто или мотоциклом опасно.

3. Выезд на встречную полосу в поворотах.

4. Игнорирование дорожных знаков, разметки (в частности, знак “STOP”).

5. Смотрим и следим за дорогой на небольшом расстоянии.
Чем дальше смотрим, тем лучше. Анализируем (сканируем) весь участок дороги - от минимальной до максимальной дальности видимости.

6. Проблемы в управлении мотоциклом на небольшой скорости.
Такие проблемы могут возникнуть и у опытных райдеров в связи с усталостью, гипотермией, гипертермией, употреблением алкоголя), медикаментов.

7. Невнимательность либо игнорирование проверки свободной дороги перед началом поворота или началом движения.
Райдер может быть уверен, что "оттуда" никто никогда не выезжал.
Также лень, спешка, усталость могут быть факторами при которых мотоциклист не убедится в безопасности начала движения или маневра.

8. Резкое торможение или необходимость быстрого маневра.
Райдер упустил развитие ситуации. Ситуация застала его врасплох!
 
Последнее редактирование модератором:

Мотонаставник

Администрация
Команда форума
Администрация
Свой
Время Реакции = время на принятие решения+ начало выполнения действий.

Чем сложнее ситуация, тем больше уходит времени для принятия решения.
2016-04-24_06-44-47.png
 
Последнее редактирование модератором:

Мотонаставник

Администрация
Команда форума
Администрация
Свой
2016-04-24_06-56-40.png

Нужен опыт, чтобы уметь правильно предвидеть развитие опасной ситуации. Для выработки таких важных навыков райдеру необходимо:

  • Честно выполнять “разбор полетов” после любой неожиданной ситуации.

  • На знакомой дороге запоминать частые дорожные ситуации с трафиком, а также как обычно на этом участке ведут себя машины, куда могут повернуть и т.п.

  • Запоминать основные нарушение других ТС на разных участках и в разных районах города.

  • Использовать “А ЧТО, ЕСЛИ?”

Приоритет. Выбирать ту опасность, которая больше всего представляет опасность. Ближайшую опасность.

Принятие решений, быстрота действий и возможные последствия после выполненных действий. Дальнейшее развитие ситуации после выполнения ваших действий. Тормозить или маневрировать. Тормозить, а потом маневрировать. Ускориться или сбавить скорость.
 
Последнее редактирование модератором:
Сверху